
Кризис – это переход из одного возрастного этапа в другой. Все возрастные кризисы – это этапы становления личности. Таким образом, важно, чтобы все возрастные кризисы были пройдены ребенком успешно и своевременно.
«У нас не может хорошо получаться то, чему мы не учились». Поэтому важная роль родителей в воспитании детей знать о возрастных кризисах и уметь их пережить. Так как от того, как вы будете поддерживать своего ребенка, помогать ему в его развитии зависит его дальнейшая жизнь.
Признаки возрастного кризиса.
Негативизм. Ребенок говорит «нет» на все предложения, которые исходят от взрослых, причем их содержание и смысл не имеют значения. В крайней форме негативизм превращается в полное отрицаниекаждой фразы взрослого. «Этот чай горячий!» — «Нет, не горячий!» (малышу лучше обжечься, чем послушаться). «Хочешь конфету?» — «Нет, не хочу!» (Хотя очень хочется).
Упрямство. Ребенок ведет себя тем или иным способом, просто чтобы настоять на своем, а не потому что ему это понастоящему надо.
Строптивость. Ребенок хочет делать все сам, не принимая во внимание, что определенные вещи ему делать самому пока не позволено.
Протест. Ребенок бунтует против устоявшихся правил, испытывая границы дозволенного и терпение родителей.
Обесценивание. Малыш отказывается от любимых ранее игрушек, занятий, еды.
Деспотизм, ревность. Ребенок старается закрепить свое главенствующее положение в доме.
Только вчера еще чудесный милый послушный малыш сегодня дерется, капризничает, не слушается, топает ногами и закатывает истерики с паданием на пол. Что делать? Как реагировать? Наказать, поругать, обнять или пожалеть?
Зачем нужны возврастные кризисы?
Дело в том, что рост и развитие детей происходит неравномерно и скачкообразно. Каждый новый этап развития сопровождается то подъемом, то спадом, а иногда и кризисом. Нервная система малышей пока еще несовершенна, она только развивается, поэтому эмоциональное состояние детишек крайне неустойчиво. И кризисы, возникающие с освоением новых важных и переломных навыков, могут сопровождаться крайне неприятным для родителей поведением. Кризис может проходить спокойно, и сглаженно, а может быть бурным с постоянными капризами и истериками. Более того, психологи считают, что если у ребенка нет признаков возрастного кризиса, значит он не прошел важные для себя этапы развития, не освоил какие то необходимые формы деятельности. Без кризиса нет развития, нет движения вперед.
Существуют несколько классификаций возрастных кризисов у детей. Но основные кризисы следующие: кризис новорожденности; кризис одного года жизни; кризис трех лет под лозунгом «я сам»; кризис семи лет связанный с новой ролью в жизни ребенка; подростковый кризис.
Как помочь ребенку преодолеть возрастной кризис?
Предоставляйте ребенку возможность выбора. Что он хочет сегодня одеть, во что поиграть, куда пойти. Обязательно оценивайте любые успехи и достижения своего ребенка.
Не бойтесь давать ребенку посильные поручения. Пусть подметет пол, помоет посуду, что-то принесет или подаст. Не важно, что за ребенком придется еще раз мыть или подмести, зато он скоро научится сам и будет ловко справляться с заданием.
Если ребенок не слушает вас, он может захотеть выслушать игрушечного медвежонка или робота.
Не теряйте чувство юмора даже в сложных ситуациях. «Не хочешь одеваться, пойдем гулять прямо так».
Ограничьте количество запретов, уступайте в мелочах, настаивая только на тех моментах, где запрет важен и принципиален.
Если невозможно избежать наказания, оно должно последовать сразу за проступком.
Оценивайте поведение и поступки ребенка, но не самого ребенка. Никогда не говорите, что «он плохой», говорите, что он «поступил плохо».
Много любви, терпения и понимания помогут преодолеть любой кризис!
Поддержка родителей помогает ребенку укрепиться в своих решениях изменить что-либо в своем поведении, в своей жизни, снять страх перед новым опытом, перед признанием своих ошибок, почувствовать свои силы справиться с любой ситуацией.
Педагог-психолог
отдела дополнительного образования
ГБОУ «ЦППРиК» г.-к. Кисловодска
Екатерина Александровна Луценко