
Снижение уровня социально-экономического положения большинства российских семей, недостаточное финансирования образовательных, культурно-просветительских учреждений, учреждений социально-психологических служб, недостаточная государственная поддержка общественных молодежных и детских учреждений неблагоприятно отражаются на социально-психологическом благополучии детей и молодежи, приводят к негативным тенденциям в социальной ориентации молодых граждан, к росту агрессии, преступности несовершеннолетних.
В современном российском обществе преступность несовершеннолетних стала представлять самую серьезную проблему.
«… состояние и тенденции подростковой преступности – один из важнейших индикаторов психологического, нравственного здоровья и положения подрастающего поколения в обществе». По сравнению с предшествующими десятилетиями неуклонно растет доля совершаемых преступлений, относящихся к категории тяжелых. По данным уголовной статистики, каждый десятый преступник в стране – подросток. Вместе с тем за совершением каждого преступления стоит личность конкретного подростка, его индивидуально-психологические особенности, формирование которой является результатом действия целого комплекса социально-психологических, криминогенных факторов.
В отечественной психологии, педагогике предлагаются различные классификации детского, подросткового и юношеского возраста. Официальная схема возрастной периодизации онтогенеза принята на Всемирной конференции по проблемам возрастной морфологии, психологии и физиологии. Подростковый возраст охватывает 13-17 лет. Понятием же «несовершеннолетние» охватываются все основные категории, которые оперирует юридическая психология – дети и подростки.
«…. сама по себе возрастная критическая подростковая фаза, даже без дополнительной микросоциальной или биологической патогенной вредности, может быть причиной отклоняющегося поведения». Бурное психофизиологическое развитие, семейное неблагополучие, ярко выраженные акцентуации характера наряду с психотравмирующими факторами ведут к появлению делинквентных форм поведения, преступного поведения личности несовершеннолетнего.
Существует ряд типологий несовершеннолетних правонарушителей. Выделены три типа делинквентного, противоправного поведения. Содержательные особенности данных типов поведения заключались в следующем: последовательно-криминогенный – криминогенный вклад личности в противоправное поведение, обуславливается специфическими антисоциальным взглядами, установками и ценностями субъекта; ситуативно-криминогенный – нарушение моральных норм, вследствие акцентуаций характера, семейного неблагополучия. Такие подростки совершают правонарушений часто в состояние алкогольного опьянения; ситуативный тип — совершения правонарушения вследствие влияния психотравмирующих и аффективных факторов на личность.
Изучая межличностные взаимодействия подростков-правонарушителей, Н.Н. Обозов пришел к выводу о том, что взаимодействие среды на формирование личности начинается с самого раннего детства через родителей, родственников, близкого круга общения. Так, зарубежный психолог А. Салливан считает, что мать и семейные отношения оказывают психологическое влияние на формирование преступного поведения личности. Эмоциональное напряжение и тревожность в семье, если они постоянно или часто возникают, передаются ребенку и тем самым лишают его чувства безопасности в непосредственном окружении.
Эмоциональное отвержение, жестокое обращение порождает у подростка состояние неуверенности, тревожности, беспокойства по поводу своей социальной определенности, страха, а в результате у личности может не сформироваться потребность
в других людях. Социальные нормы становятся для подростка не адаптивными, а, следовательно, и не обязательными, что повышает вероятность совершения преступления. Отчуждение подростка от социальной среды может приводить к формированию в целом негативного отношения к ее ценностям, ощущению враждебности окружающего мира. Это способно вызвать агрессию, которая проявляется в качестве защиты от воображаемого нападения или угрозы, что, как показывают многочисленные психолого-криминологические исследования, лежит в основе мотивации многих тяжких преступлений против личности.
Психологическое отчуждение подростка воспитывающегося в детских домах и специализированных интернатах, приводит к поиску признания себе подобных, настроенных против взрослых и против общества, идентификация себя с ними. В данном обстоятельстве отечественные психологи и криминалисты видят одну из главных причин существования групповой преступности несовершеннолетних (А.И. Долгова, Е.Н. Кондрат).
Делинквентность поведения несовершеннолетних находится в прямой зависимости от социально-экономических и психологических факторов: семейное неблагополучие и насилие, психотравмирующие ситуации, акцентуированность черт характера, девиации и аддикции поведения, агрессия, способствующих возникновению молодежного асоциального поведения.
В.Н. Кудрявцев считает, что преступная карьера несовершеннолетних, как правило, начинается с плохой учебы и отчуждения от школы. Затем происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспитания. Следующим шагом становится вхождение в преступную группировку и совершения преступления.
Нами в результате проведенного психодиагностического обследования несовершеннолетних правонарушителей (n-61), в процессе прохождения производственной преддипломной практике в Южном Региональном Центре Судебной Экспертизе Минюста РФ г. Ростова-на-Дону, с помощью методик модифицированного патохарактериологического опросника А.Е. Личко, опросника определения склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел, РАТ и клинико-психологического интервью.
Определилась выраженная тенденция к преодолению норм и правил, наличие делинквентных действий, предрасположенность к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем по средствам употребления алкогольных напитков, слабости волевого контроля эмоциональной сферы. Акцентуированность черт характера выражалось по гипертимному, эпилептоидному, неустойчивому и сенситивному типу, выраженность вербальной агрессии, психотравмирующие ситуации, семейное неблагополучие и вследствие внутриличностные конфликты привели к социальной дезадаптации личности и появлению делинквентного, противоправного поведения.
Исследование личности несовершеннолетнего преступника свидетельствуют о том, что на формирование психики подростка оказывают серьезное влияние объективные противоречия, существующие в реальной жизни. Это в свою очередь затрудняет процесс социализации в связи с тем, что в подростковом возрасте происходит созревание социально-психологических процессов (тенденций, интересов, потребностей). Социальная ориентированность несовершеннолетних, совершивших преступления, существенно отличается от социальной ориентированности законопослушных несовершеннолетних.
Необходимо активизировать, и выстроить систему государственных профилактических, реабилитационных психологических центров для осуществления и оказания необходимой помощи, надзора несовершеннолетних правонарушителей.