
За логопедической помощью часто родители обращаются несвоевременно, опираясь на обывательскую фразу «время ещё есть, ребёнок успеет выговориться», а иногда и тогда, когда ребёнку уже надо идти в школу. И время бывает упущено. С самого рождения ребёнка родителям следует обращать внимание на развитие в общем и, в том числе, на речевое развитие.
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь – не дар природы, она приобретается человеком в детстве, благодаря усилиям родителей и других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается. В первый день своей жизни ребёнок уже может отличить свой родной язык от незнакомых и узнать голос матери из множества других голосов. Ведь он слушал и запоминал этот голос ещё находясь в утробе мамы. Младенец различает не только интонацию и ритм речи мамы, но и личные акценты и другие разговорные особенности. Речь ребёнка развивается на основе подражания и воспроизведения речи взрослых. Для того чтобы не упустить момент родителям стоит обратиться за консультативной помощью к учителю-логопеду, когда их малышу исполнится год, два, а к трём годам речевая диагностика и консультация специалиста просто необходима.
А бывает и обратная сторона вопроса. Во время логопедической консультации и диагностики сталкиваешься с таким вопросом родителей: «Почему ребёнок посещал логопедические занятия, а так и не научился говорить правильно?» Для более объективного ответа на этот вопрос, помимо обследования речевой функции ребёнка, задаются дополнительные вопросы:
— продолжительностью курса логопедических занятий;
— о том, как занимались в домашних условиях, выполняли ли все рекомендации учителя-логопеда?;
— о том, как велась тетрадь индивидуальных занятий ребёнка и как был подобран речевой материал учителем-логопедом.
В беседе с родителями по данному вопросу выясняются следующие факты:
- «со мной ребёнок так не занимается, как со специалистом»;
- «с ребёнком занимается бабушка (дедушка)»;
- «ребёнок не хочет заниматься, ему не интересно».
В тех случаях когда выполнение домашних заданий, рекомендаций, контроль за произношением поставленных звуков родители не выполняют, ссылаясь на занятость, то положительная динамика в коррекции звукопроизношения наступает не так быстро, как этого ждут родители и преждевременно прекращают посещать занятия с учителем-логопедом. Чтобы всего этого избежать родители должны знать какой путь проходит звук с момента его постановки и включения в речь ребёнка, прежде чем стать правильно и чётко произносимым, без возврата к дефектному произношению.
Что нужно делать и учителю-логопеду, и родителям при выполнении того или иного логопедического задания?
Процесс автоматизации звуков – это тренировочные упражнения со специально подобранным речевым материалом, простым по фонетическому составу (наполняемостью звуков) и не содержащим нарушенных звуков. Приведём пример произносительной тренировки поставленного звука (далее автоматизации):
— в открытых слогах (согласный звук находится перед гласным, например: «са»;
— в закрытых слогах (согласный, если глухой находится после гласного звука, например: «ас»);
— автоматизация звука, который находится в середине слога – между гласными звуками (например «уса»);
— затем отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных («ста», «сма» и т.д.)
— далее автоматизация звука проводится с использованием слов, содержащих в структуре и открытые («садик»), и закрытые слоги(«бас»), с ударением на слоге («са-ни»), без ударения на слоге(«са-ды»), а также слоги со стечением согласных («стая»). Учитель-логопед обязательно на своих занятиях включает задания, формирующие навыки фонематического анализа и синтеза:
— опознавание звука в слове – «есть ли в слове «сок» звук С?»;
— выделение звука из слова – «с какого звука начинается слово «суп»?
Ни в коем случае нельзя говорить с какой буквы начинается слово! Ребёнок на данном этапе учится слышать звуки и правильно их воспроизводить, буквы нужны для чтения и их написания.
На данном этапе ребёнок учится проводить:
-количественный анализ звуков – «сколько звуков в слове «сын»?»;
-последовательный анализ — «назови по порядку все звуки в слове «сон»;
позиционный анализ — «в каком месте слова «нос» слышим звук «с» — в начале, в середине, или в конце?».
Бывает и так что уже в процессе автоматизации ребёнок свободно начинает включать в спонтанную (разговорную) речь поставленный звук. Если он его не смешивает с другими, то нет необходимости в последующей работе над ним. Но в логопедической практике бывают случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком, т.е работа по его разграничению произношения с другими звуками. На этом этапе смешиваемые звуки проходят этапы разграничения произношения (этап дифференциации звуков) в той же последовательности, что и на этапе автоматизации: сначала в открытых слогах(«са-ша»), затем в закрытых(«ас-аш») и заключительным этапом разграничения смешиваемых звуков будет произношение их во фразах, стихах, коротких текстах.
Полезны на этом этапе проведение, даже в домашних условиях, следующих упражнений: при рассматривании картинок в книге можно поиграть с ребёнком в такую игру – найди картинки, в названиях которых мы слышим звук «С», а теперь найди картинки, в названиях которых мы слышим звук «Ш». Также можно попросить ребёнка самостоятельно подобрать слова, содержащие тот или иной звук без опоры на картинки.
Если ребёнок на каком-то этапе автоматизации или дифференциации звуков не достаточно освоил простые и сложные формы фонематического анализа и синтеза в повседневной речи звуки не будут автоматизированными, а значит ребёнок так и будет произносить их неправильно Несформированность фонетической, фонематической систем речевой функции проявляются в дальнейшем обучении при усвоении письма и чтения.
Работу по автоматизации и дифференциации звуков можно считать завершённой только после того, как ребёнок может свободно употреблять новый звук в своей повседневной речи и полностью перестанет воспроизводить дефектную артикуляцию. Эта информация полезна не только родителям, но и послужит напоминанием учителям-логопедам о необходимости оказывать квалифицированную помощь на занятиях с детьми, а их родителям — доступную консультативную поддержку.
И надо не забывать! Что коррекция звукопроизношения – это тандем учителя-логопеда и родителей!
Заведующая дефектологическим отделом
Учитель-логопед дефектологического отдела
ГБОУ «ЦППРиК» г.-к. Кисловодска
Богдан Юлиана Георгиевна