
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. В норме письмо это многоуровневый сложный процесс, при котором задействуются многие зоны коры головного мозга. Мы должны помнить, что письмо тесно связано с устной речью и невозможно при недостаточном её развитии. У взрослого человека процесс письма автоматизирован, многие операции носят сокращённый, свёрнутый характер. Ребёнку, при обучении эти операции представляют в развёрнутом виде. В последнее время наблюдается увеличение детей логопатов, что, в свою очередь, снижает успеваемость в дальнейшем школьном обучении.
В процессе письма участвуют различные анализаторы: зрительный, рече-слуховой, речедвигательный, общедвигательный. Их сформированность и зрелость, тесная связь и синхронизация всех процессов, проходящих в них, развитая устная речь, крупная и мелкая моторика — это основные условия для профилактики дисграфии.
Нейропсихология-наука, основным объектом изучения которой является мозговая организация психических процессов. Цель нейропсихологии-понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением.
Методики, разработанные нейропсихологией, находят своё применение и в логопедии. Первые нейропсихологические исследования проводились ещё в двадцатые годы прошлого века Л.С. Выгодским. С этой наукой тесно связана деятельность А.Р. Лурия, Е.Д.Хомской, А.Н. Леонтьева, Л.С.Рубинштейна и многих других.
Итак, давайте рассмотрим более подробно те условия, которые должны быть соблюдены при письме. Мозг должен быть сконцентрированным, бодрствующим, но не перевозбуждённым. За это отвечают подкорковые структуры головного мозга. Это наше энергетическое обеспечение.
Далее включаются наши передне-лобные отделы коры головного мозга. Благодаря чему мы ставим себе цель писать, планируем текст и проверяем себя. Если нарушены функции программирования и контроля, ребёнок не может сконцентрироваться на процессе письма, постоянно переспрашивает, уточняет, отвлекается.
Затем включаются в процесс височные отделы коры, отвечающие за слуховое восприятие. Это необходимо для фонематического анализа и синтеза. Ведь ребёнок должен четко различать звуки звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Именно поэтому развитое фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез одно из важнейших условий профилактики дисграфии.
Чтобы продолжить, ребёнок должен узнавать буквы, их графическое изображение. За это отвечают затылочные отделы коры головного мозга. Если функционирование этих отделов недостаточное, то страдает зрительное восприятие.
Кроме того у ребёнка должно быть достаточно развито зрительно-пространственное восприятие. Он должен ориентироваться на листе бумаги, уметь найти правую и левую сторону, верхний и нижний край листа, различать строчку и межстрочное пространство. В норме зеркальное написание букв может быть до восьми лет, именно в этом возрасте происходит созревание стыков теменно-височно-затылочных отделов коры головного мозга.
Но развитого зрительно-пространственного восприятия тоже недостаточно. Ребёнок должен понимать, куда и как должна двигаться рука при письме.«Чувствовать руку» -это проприоцептивные ощущения, кинестетическое восприятие. И здесь важно, чтобы теменные отделы коры головного мозга были достаточно зрелыми.
Во время письма нужно постоянно переключаться от одной буквы (или даже её элемента) к другой. Переключения должны быть своевременными и плавными. За серийную организацию движений и навыки переключения отвечают задне-лобные отделы коры головного мозга, премоторные отделы.
Таким образом, мы видим, что в процессе письма участвует много зон, скоординированная работа которых и исключает дисграфию. Если хотя бы один из этих компонентов не сформирован, мы видим нарушения не только в процессе письма, но и в большинстве других психических процессов.
Учитель-логопед
дефектологического отдела
ГБОУ «ЦППРиК» г.-к. Кисловодска
Наталья Анатольевна Кондакова