
Каждый ребёнок особенный, все дети равные.
На сегодняшний день существует тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Безусловно, эти дети нуждаются в полноценной психолого — педагогической помощи. И для того, чтоб её своевременно получить, необходим комплекс мероприятий направленных на создание условий для полноценного функционирования личности. Только в комплексе можно получить максимальный результат.
В нашем Центре наиболее часто используемые методы работы с детьми с ОВЗ являются:
— Арт-терапия (рисование, лепка)
— Сказкотерапия
— Песочная терапия, в том числе и рисование
песком на световом столе
-Игротерапия
— Куклотерапия
— Сенсорная комната
Уже давно известен тот факт, что начальной ступенью познания окружающего мира является сенсорное восприятие. Оно оказывает воздействие на анализаторы чувств ребенка. Сенсорную комнату используют как дополнительный инструмент терапии к основной программе коррекции. Мягкая цветовая гамма обстановки, рассеянный свет, расслабляющая музыка, проекция звездного неба, мягкие стены и пол – все это создает ощущение покоя. Пребывание в такой комнате способствует:
— снятию мышечного напряжения, тревожности;
— снижению беспокойства, агрессии;
— улучшению эмоционального состояния;
— стимуляции речевой деятельности;
— гармонизации сна;
— развитию тактильных ощущений;
— развитию мелкой и общей моторики;
— развитию позитивного общения с другими детьми.
Сенсорная комната, как было раньше сказано, это дополнительный инструмент для начала занятий и (или) их завершения.
Совсем недавно мама привела к нам мальчика шести лет с синдромом – аутизм. На начальном этапе мальчик был агрессивным, постоянно кричал и лежал на полу. Не до конца изученный синдром ставит аутичных детей в особый ряд. Работа с такими детьми требует совершенно особого подхода. Построение коррекционных занятий с ними особенно в самом начале работы, отличается от занятий с детьми, имеющими другие нарушения развития.
Во-первых, с таким ребенком нелегко найти контакт, во-вторых, в случае раннего детского аутизма признанные эффективными приемы обучения часто оказываются неподходящими. Для того чтобы наладить с аутичным ребенком контакт, без которого невозможно проведение коррекционных мероприятий, мне пришлось многое перепробовать. И в этом мне помогла сенсорная комната.
В сенсорной комнате мы играли в так называемые сенсорные игры, основная цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения. Целесообразность проведения с аутичным ребенком таких игр основывается на положении о том, что сенсорный компонент мира приобретает для такого ребенка особую значимость. Поэтому проведение сенсорных игр является своеобразным привлечением внимания ребенка. И если удается связать приятные ощущения, возникающие у аутичного ребенка с образом конкретного человека, ребенок проникается доверием к взрослому, который играет с ним, начинает видеть в нем союзника. И как следствие, происходит установление эмоционального контакта.
Такие сенсорные игры как «Мыльные пузыри», «Игры со звуками», «Фонарик» ,помогли мне в установлении эмоционального контакта. Что же касается других используемых методик и упражнений, предлагаю рассмотреть их в приоритетном порядке:
Арт-терапия.
Естественный и бережный метод исцеления и развития души. Рисование является «уникальным средством эмоционального выражения» это особенно полезно для детей с трудностями вербализации, эмоциональными нарушениями.
В своей работе я использовала следующие упражнения:
-Техника «Марания». Название произошло от слова «марать»- пачкать. В конкретном случае, речь идет о спонтанном рисунке ребенка, выполненном в абстрактной, свободной манере. Способ создания рисунка прост, он отвечает названию техники и заключается в ритмичности движения руки, в случайных мазках и штрихах, в размазывании и разбрызгивании краски, в нанесении множества слоев и смешивании цветов.
— «Рисование пальцами». Это спонтанное рисование пальцами или ладонями. Пальцы опускаются в баночку с краской, берется небольшое количество, наносится на бумагу. Данная техника помогает раскрыть индивидуальность ребенка, наиболее точно характеризуя его. Рисование пальцами служит профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.
— «Рисование ладошкой». Ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает её с помощью кисточки, делает отпечаток на бумаге. Отпечаток дорабатывается кистью до получения более точного изображения.
— «Набрызг». Набрать краску на кисть и легко ударить ею о картон, который держу над бумагой, кисть, ударяясь, разбрызгивается на бумагу.
Если использовать несколько цветов, результат получается очень красивым.
— «Цветные капли». Ребенок мочит кисть в воде, опускает в краску, далее держит кисть над листочком бумаги, капая капли, растекаются, вызывая у ребенка эмоциональный всплеск.
Сказкотерапия.
Из поколения, в поколение взрослые через сказку передавали нравственные нормы жизни, учили основным законам жизни, развивали и обогащали внутренний мир ребенка. Сказка символична по своей сути и обращается сразу к бессознательной части психики, минуя ненужный контроль и излишний анализ. Сказкотерапия была домашним заданием для родителей ребенка. Так как считаю, что максимальная помощь должна оказываться в естественном окружении ребенка, то есть в семье. Родители не только читали сказки, но и делали пальчиковый театр, а так же театр теней. Они использовали короткие сказки, стихи и четверостишья. Тем самым объединяя сказкотерапию с куклотерапией. Данный вид деятельности был направлен на регуляцию эмоционального состояния, как родителей, так и ребенка.
Игротерапия.
Для детей игра является не только любимым занятием, но и ведущей деятельностью, начиная с раннего возраста и до школы, а навыки игры не забываются до конца жизни. С помощью игры происходит развитие моторной функции и когнитивных способностей у ребенка. Игротерапия является эффективным, коррекционным методом.
Игра света и тени «Солнечные зайчики» упражнение проводится в солнечной комнате с использованием зеркала.
Мыльные пузыри – «Пенный замок»
«Тормошение» или как её еще называют «возня». Проводится на полу.
«Догоню-догоню» (делаем вид, что догоняем ребенка, он пытается убежать).
«Змейка» взяв ленту в руки и делая колебательные движения, отходить от ребенка, предложите догнать змейку: «уползает, уползает змейка!».
Игры с пластилином. Катание «колобков, змеек, колбасок», составление композиций.
«Самолетики» покружите ребенка в воздухе: «Полетели-полетели!», затем опустите: «Приземлились!» Мальчик, который приходил ко мне очень любил эту игру и с удовольствием сам её предлагал.
Песочная терапия.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. В своей работе метод песочной терапии я использую в ходе развивающих и обучающих занятий. Так как мальчик с интересом относился к ящику с песком, я свои занятия выстраивала с большим акцентом именно на песочную терапию.
Цель занятий:
-Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.
— Развитие познавательных и психических процессов восприятия, памяти, внимания, мышления,воображения.
— Снижение психофизического напряжения.
— Актуализация эмоций.
Задачи:
— Развивать психические процессы.
— Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
В сочетании все используемые методы помогают решить ряд психологических проблем:
1.Поведение детей.
— Агрессия
— Гиперреактивность
2.Эмоциональные проблемы.
— Страх
— Тревожность
-Низкая самооценка
— Неуверенность в себе
3.Семейные проблемы.
4.Коммуникативные навыки.
5.Возникающие трудности у детей с ОВЗ ,в частности, испытывающие затруднения в общении и с нарушенной координацией движения.
Интегрированные коррекционные занятия помогли мне решить ряд задач :
— Развитие мелкой моторики, повышение тактильной чувствительности.
— Развитие воображения, творческого мышления.
— Коррекция эмоциональных и невротических нарушений.
— Развитие психических процессов.
— Развитие двух полушарий головного мозга.
— Гармоничное развитие личности.
Благодаря комплексу мероприятий, а так же включенности семьи в психолого-педагогический процесс, достигаются цели и задачи стоящие перед специалистами Центра..
Педагог-психолог коррекционного отдела
ГБОУ «ЦППРиК» г.-к. Кисловодска
Ковчич Елена Александровна